Заголовок в СМИ («Новый регион Приднестровье» от 31.05.2013): «В Приднестровье будут модернизировать культуру. Музеи переориентируют на предоставление удовольствий». И дальше, уже в самом тексте – слова заместителя министра просвещения ПО КУЛЬТУРЕ: «Современного посетителя музея можно назвать новым культурным потребителем, ориентированным не столько на получение информации просветительского характера, сколько на получение удовольствий».
Ну, наконец-то! Ведь раньше-то, при старых порядках, как было: пришел дурак-дураком в музей, осмотрел экспозицию, прочел аннотации к экспонатам, если приспичило, послушал экскурсовода. И никаких
тебе удовольствий (какое же удовольствие в «получении информации просветительского характера»?): ни тебе кальяна, ни сауны, ни массажа, ни шашлычка под водочку; да что
«водочку» – пива теплого и того не допросишься!
Пример надо брать с кинопрокатчиков: там ведь, милое дело, перед сеансом можно всосать коньячку, в зрительный зал, ради бога, бери пивасика и попкорна, сколько унесешь, сиди себе, шурши фуражом да прихлебывай из бутылки, получай удовольствие. А кино? Да что там кино! Слегка перефразирую материал из «Нового региона»: «Современного посетителя кинотеатра можно назвать новым культурным потребителем, ориентированным не столько на наслаждение произведением искусства кино (какое же здесь наслаждение?), сколько на получение удовольствий».
В театре нашем приднестровском, кстати сказать, тоже недосмотр: дамы в вечерних платьях, кавалеры ихние в начищенной обуви, «все у вас, как на параде, салфетку туда, галстук сюда, да «извините»,
да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему – это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме». Где пиво в бельэтаже, где попкорн в ложе?! Где стриптиз между действиями? Мы ведь (громко
икнув) – современные посетители театра, нас «можно назвать новым культурным потребителем, ориентированным не столько» на театральную
постановку, духовные искания драматурга, режиссерские находки и игру актеров, «сколько на получение удовольствий».
«Современного посетителя библиотеки можно назвать новым культурным потребителем, ориентированным не столько на получение информации просветительского характера, сколько на получение удовольствий».
«Современного посетителя музея можно назвать новым культурным потребителем,
ориентированным не столько на получение информации просветительского характера, сколько на получение удовольствий».
«Современного посетителя театра можно назвать новым культурным потребителем,
ориентированным не столько на получение информации просветительского характера, сколько на получение удовольствий».
Ну, до театра, надо надеяться, наши «культурные менеджеры» еще доберутся. А вот за музеи уже сейчас радостно: «а всех смотрительниц можно посмотреть?», «и поясницу, поясницу лучше разомни, чему вас только в институтах культуры учат», «шампанского в шестой нумер!», «да кто ж так мясо маринует, еще искусствовед называется» – всё это, спаси, Господи, практически, уже завтра. На смену хилому ботанику в пенсне идет «новый культурный потребитель, ориентированный на получение удовольствий»! Дождались!
Библиотеки тоже! «Число посетителей в библиотеках продолжает сокращаться, хотя там и растет количество мероприятий… Многие клубные учреждения, музеи и библиотеки находятся в аварийном
состоянии, не имеют отопления и освещения» (там же, в «Новом регионе», чуть ли не через запятую). Зажрался, ох и зажрался этот «старый культурный потребитель»: крыша библиотеки
протекает, окна выбиты, штукатурка осыпалась, пол сгнил, плесень по стенам, отопления нет, света нет, количество мероприятий день ото дня растет, «а число посетителей продолжает
сокращаться». Вот же неблагодарные! Как так-то? Ведь всё для него, «потребителя», всё для него! Ну и черт с ним, капризным! Ведь все равно, благодаря Интернету и электронным
носителям, скоро «книга превратится в раритет наподобие глиняных дощечек, которые хранятся в наших музеях» – это уже свой взгляд на «модернизацию культуры» озвучивает
сама министр ПРОСВЕЩЕНИЯ (в каких таких наших музеях хранятся «глиняные дощечки», неизвестно, да и неважно: главное, книге приходит скорый и неизбежный кирдык, радостно предвкушает министр,
мазохистски повторюсь, ПРОСВЕЩЕНИЯ). Вот они, прогресс вкупе с модернизацией и оптимизацией: книги – в костер, библиотекарей – на общественно-полезные работы, здания библиотек – под
предоставление удовольствий. И будет нам счастье.
Одно тревожит, спать не дает: почему вне поля внимания «культурных менеджеров» остался, к примеру, государственный симфонический оркестр? Ведь в век Интернета и электронных носителей любая
симфоническая музыка в самом задрипаном плеере – не проблема. А все эти хоры и прочие балалаечники? Да и с танцами разобраться не помешало бы: записать один раз репертуар, скажем, ансамбля
народного танца «Виорика» да хоть на телефон, выложить в YouTube, а этих танцоров-дармоедов – на поля, картошку окучивать, всё больше пользы. Освободившиеся же в результате «модернизации
культуры» средства вложить в грандиозный фейерверк, посвященный освобождению страны от «старого культурного потребителя» и приходу «нового», ориентированного на пожирание попкорна («хлеба!») и
глазения на салют («зрелищ!»).
«Верной дорогой идем, товарищи!». Всю культуру – на одну флэшку! Заменим рефлексирующего интеллигента жизнерадостным дебилом! Превратим дома культуры в боулинги, публичные библиотеки в публичные дома, модернизируем романы в комиксы, кино – в анимэ, переименуем министерство просвещения в министерство удовольствий или, к примеру, в госкомитет по отуплению населения!
К сему смиренный игумен Пафнутий (в миру А. Паламарь) руку приложил.
Скоро: современный культурный потребитель за получением удовольствий.