Публикация № 21                                                                                    Некролог хлебному

 

«…Сегодня не скажешь, а завтра уже
не поправить.
Вечная память».
А. Вознесенский. Плач по двум нерожденным поэмам

 


Фон для некролога

В жизни современного человека слишком много стрессов. Настолько много, что всем нам, современным людям, не до чужих проблем, не до сантиментов, не до мучительных раздумий о смысле жизни и судьбах человеческих, не до правдоискательства, не до рефлексии, не до умных книг, не до искусства вообще, не до истории, не до прошлого, не до будущего, не до чего. Кроме энергичного зарабатывания на хлеб насущный, заботах о самых близких и, когда это удается, возможности хоть как-то расслабиться, получить от жизни максимум удовольствий. Ибо жизнь скоротечна.

Возможно, именно такая массовая ориентация современников на получение удовольствий и навела отдельных наших приднестровских чиновников на мысль о необходимости приспособить учреждения культуры (музеи) к потребностям «современного культурного потребителя, ориентированного не столько получение информации просветительского характера, сколько на получении удовольствий» (замминистра просвещения по культуре В.Г. Долгодворов).


Однако то, от чего «современные культурные потребители» сегодня старательно отворачиваются, делают вид, что не замечают, то, что на фоне основополагающего желания получить удовольствие, кажется малозначимым и устаревшим (чтение книг, созерцание произведений искусства), завтра при отсутствии должного подхода обязательно отзовется одной большой социальной катастрофой, вызванной: а) отсутствием этических норм; б) неразвитостью эстетических чувств; в) крушением гражданских идеалов; г) распадом традиционной системы ценностей. Причем, именно пункт «г» будет последним пунктом.


Не надо забывать: многое из того, что в настоящее время нам представляется решительно не актуальным, на самом деле, имеет отношение не к преходящим, материальным, а к вечным ценностям, не к рыночной экономике, а к тому, что над ней, к тому, что оправдывает всё наше существование, что над животными инстинктами и банальным потребительством, к тому, что делает человека человеком. Не хлебом единым…

Некролог

В Тирасполе на углу улиц Шевченко и Свердлова многие годы работал хлебный магазин. Располагался он в дореволюционном здании с незамысловатым, типичным для старых тираспольских домов фронтоном и витой решеткой по краю крыши. Никакой архитектурной ценности хлебный, естественно, не представлял. Само здание сильно обветшало и в последнее время являло собой лишь небольшую, собственно угловую часть некогда существовавшего строения.


За хлебным не менее ста лет размещался целый квартал одно- и двухэтажных домов, большинство из которых, надо думать, было его ровесниками. Лет десять назад всё это дело начали потихоньку сносить. На месте ветхих построек, тенистого дворика с «маковеем» и колонкой образовался обнесенный дощатым забором пустырь, по которому безутешно бродил призрак старого Тирасполя.


Как об этом принято повествовать в сентиментальных историях, «шло время…». Дошла очередь и до хлебного. Магазин, как гласило объявление, был закрыт на ремонт. А точнее, пущен под снос («оптимизация» в чистом, незамутненном разглагольствованиями о «необходимости охран истории и исторических памятников» и т.п. виде ). А вместе с ним, под снос пошла и вся столетняя история этого здания.


«К Харонам! Хороним». Значит, ничего не поделаешь: время, архитектурный облик города, центральная часть столицы, аварийное (аварийное ли?) сооружение, заслоняющее вид на перспективную стройплощадку, теперешний пустырь.


Значит, под снос… Под снос стены, мимо которых целое столетие ходили наши предки, горожане, обсуждавшие темы Первой мировой, Февральской, Октябрьской, Гражданской, создание МАССР, строительства в городе театра, пединститута, фабрик и заводов, Великой Отечественной… Под снос хлебный, в котором, словно в машине времени, всё ещё сохранялся колорит, элементы декора, казалось, те самые продавщицы и даже запах советского магазина. Под снос магазин, в который сам ходил с детства, куда в перерыве между сменами на швейной фабрике ходила твоя бабушка, магазин, неподалеку от которого жила Валентина Соловьева, которая тоже ходила именно в этот хлебный.


Нет больше хлебного и нет необходимости ходить по инстанциям, обращаться с просьбами, доказывать, что «так нельзя!», заражать народ энтузиазмом, собирать инициативные группы. Нет хлебного и нет проблемы. Вернее, проблемы есть, куда важнее старого, невзрачного хлебного. Простились с хлебным и забыли. И радуемся, что город, благодаря большим баннерам, профлисту, вагонке и стеклопакету становится «краше».


Посмотрите налево, посмотрите направо… Вот красиво светящаяся витрина магазина такого-то, а вот казино, а вот пиццерия… Да, это всё наши тираспольские достопримечательности. Мы, видите ли, эту вагонку любим, как родную, а вы, господа туристы, чтобы полюбоваться на неё, любимую, к нам издалека приехали.


Вопрос: «Что останется у нас, когда последний островок старого города уйдет в небытие?» – остается открытым. Хотя, по правде говоря, зная о влаго- и морозостойкости новых стройматериалов, редких красотах архитектуры в стиле «hi tech», коммерческой привлекательности исторического центра и прочих веяниях времени, ответить на него довольно легко. Ответ напрашивается сам собой: когда не останется не только углового хлебного, но и вообще ни одного уголка старого Тирасполя, на месте некогда существовавшей нашей общей живой истории возникнет одно большое, исключительно «живописное», приспособленное к нуждам рыночной экономики, «модернизированное», «ориентированное на нужды современного культурного потребителя», «оптимизированное» говно.


«И памяти нашей, ушедшей как мамонт,
вечная память».


Карл Иванович

Сайт о проблемах культуры Приднестровья

 

 

 

 

 

Публикации

№ 59   Журавли

 

№ 58   Культур-хальтур,

            или халтура на                              законодательном уровне

 

№ 57   Послания

 

№ 56   Гора родила мышь

 

№ 55   Нас с тобою нае@али

 

№ 54   Академик и сказочные                долбо...бы

 

№ 53   Страна Канцелярия

 

№ 52   Поэт и голуби.

           Раскас типа эсэ

 

№ 51   Приднестровская

           киноиндустрия на марше

 

№ 50   У меня нет слов для                    этого заголовка

 

№ 49   Приднестровские СМИ

           жгут нипадецки

 

№ 48   Грандиозный успех

 

№ 47   Цирк на дротi

 

№ 46   Это какой-то п...ц,

            или реминисценция

            перманентных                             сублимаций

 

№ 45   Интервью с профессором            Ебанаускасом

 

№ 44   "...И нету других забот"

 

№ 43   Вырождение

 

№ 42 Монстры отечественного            фоторепортажа

 

№ 41 Дешевый пасквиль на мой          народ

 

№ 40 Детская фотография:                  возвращение?

 

№ 39 Декаданс в отечественной          фотографии

 

№ 38 Профанация как искусство

 

№ 37 Срамные танцы на костях

 

27-30   Владимир Кудрин -                   летописец и путеводитель           земли приднестровской

 

26   Про это...

 

25   За культуру обидно

 

24   Заметки на полях                        пригласительного билета

 

 23   Ликвидация мастерских художников: поцелуй культуры

 

22   Визитная карточка                      Приднестровья: где она?

 

21   Некролог хлебному

 

20   "Разбуженная                              перистальтика".                          Отрывок из романа

 

19   "Зиц-предатель", или                  зияющие вершины                      приднестровской                        журналистики

 

9-17   Главное - прокукарекать,

         а там хоть не рассветай

 

8   Культура без элиты

 

7   "Элита" вне культуры

 

6   Культура - досадное                    обременение

 

5   "Культурная отрасль":                наивные пожелания по                реанимации

 

4   Сайт "Культура                            Приднестровья": тухловатое        начало

3   Культура: полный песец

 

2   Библиотеки - пережиток              проклятого прошлого

 

Публикация Раз  

Модернизация приднестровской культуры. Дождались!