Публикация № 5                                                                                       «Культурная отрасль»: наивные пожелания по реанимации

 

ОТВЕТ НА ЗАПРОС УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Предложения по улучшению и качественному
развитию культурной отрасли
в Приднестровской Молдавской Республике


Уважаемые господа управление культуры министерства просвещения ПМР!

На вашу последнюю факсограмму имею сказать следующее. «Улучшение и качественное развитие» культуры начнется не ранее, чем ее перестанут обзывать «отраслью»: в самом факте применения этого термина по отношению к культуре кроются многие беды духовной жизни общества, частью которой и является культура.

Понимая, что любая аналогия хромает, а моя хромает на все четыре ноги, не могу не привести такой пример. По улицам израильских городов в заметном количестве ходят, как их сами евреи называют, «пейсатые», т.е. ортодоксальные иудеи (их есть и в других странах, но я об Израиле). Так вот, несмотря на снисходительное, порой, насмешливое отношение светских евреев к евреям пейсатым, светское же государство разве что пыль не сдувает с последних: понимает, что иудаизм является непременным условием существования этого государства, что без этих архаичных, смешных, портящих многим кровь (попробуй не закрыть в пятницу к 14-00 лавку или кафешку – такой гвалт поднимется! могут и спалить к чертям) человечков народ израилев исчез бы за 2000 лет рассеяния, государство бы не выстояло последние 70 лет тотального прессинга, да что там 70 лет – оно бы и не возникло!

Иерусалим. Фото А. Паламаря.   www.palamar-photo.com
Иерусалим. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com

Так вот, государство, в том числе и наше, должно относиться к культуре как к непременному условию своего существования, а к «деятелям культуры» – как государство Израиль к своим пейсатым гражданам. Культура – защитный механизм общества от оскотинивания. Все «отрасли» - для туловища, для тушки тела, и только культура – для того, чтобы тело могло надеяться стать человеком и оставаться таковым. Не зря же Адик Шикльгрубер говорил: «Когда я слышу слово «культура», рука тянется к пистолету». Знал, нехороший человек, чувствовал, что культура стоит у него на пути к превращению народа в стадо.

А вот как воспринимают культуру у нас: в своем публичном выступлении один из «видных деятелей приднестровской культуры», начальник городского управления культуры же, справедливо посетовав на низкий уровень оплаты труда «в отрасли», делает неожиданный вывод: «Так скоро уже некому будет развлекать!». То есть не какой-то безмозглый дебил со стороны смотрит на культуру как на развлекалово, как на часть сферы услуг, а сам деятель этой культуры совершенно не понимает ее роли. Чего уж тогда ждать от… тут можно бесконечно перечислять специальности согласно дипломов об окончании высшего и среднего специального образования и высокие должности, которые обладатели этих дипломов занимают: от агронома в кресле… до инженера на посту…

Впрочем, все это плач Ярославны на крепостной стене Путивля. Ближе к телу, как говорил Мопассан. Хотя, справедливости ради, надо сказать: осуществление означенной выше мечты-идеи не требует никаких капвложений.

Мое следующее предложение также не требует ни копейки денег. Заключается оно в создании некоего надведомственного органа с условным названием «худсовет», в состав которого вошли бы наиболее авторитетные деятели культуры и искусства, чей вкус, профессионализм и честность ни у кого не вызывали бы сомнений. Уверен, если бы такой орган был, никакая бы падла не осквернила безупречное творение нашего знаменитого земляка Гарри Файфа (урожденного Файфермахера) – Мемориал Славы в Тирасполе – тут идет непереводимая на многие языки игра слов с частым упоминанием гениталий и процесса воспроизводства народонаселения – … а особенно т.н. часовней. Никакой олигофрен не раскрасил бы разными цветами фонари на пешеходном мосту через Днестр и не сотворил бы такую «красоту», которая «украшает» город перед вашим офисом, я уж обессилено молчу о магазине «Интерцентрлюкс». Это лишь малая часть примеров сексуального надругательства над городской средой. Уверен, существуй бы означенный «худсовет», многие опусы наших литераторов не увидели бы свет, во всяком случае, за государственный кошт; «худсовет» мог бы мягко «не рекомендовать» государственному(!) учреждению культуры проведение в своих стенах циничной выставки «работ» прячущегося за погонялом «Охота» фотографа, а муниципальному учреждению этой же культуры – третьесортной выставки восковых фигур. По школам и детсадам не шмыгали бы подозрительные личности с «представлениями театра кукол», способными лишь на всю оставшуюся жизнь привить детям отвращение к театральному искусству. Подобными заградительными мерами можно было бы существенно очистить наш культурный ландшафт от наносов безвкусия и непрофессионализма.

 

Позор Тирасполя-1. Фото В. Иванова. www.palamar-photo.com
Позор Тирасполя-1. Фото В. Иванова. www.palamar-photo.com
Позор Тирасполя-2. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com
Позор Тирасполя-2. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com

Позор Тирасполя-3. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com
Позор Тирасполя-3. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com
Позор Тирасполя-4. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com
Позор Тирасполя-4. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com

Позор Тирасполя-5. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com
Позор Тирасполя-5. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com
Незавертайловка. Наскальная живопись. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com
Незавертайловка. Наскальная живопись. Фото А. Паламаря. www.palamar-photo.com

Протекционистская политика государства в отношении «культурного продукта» местных деятелей культуры и искусства не только не требует затрат, она еще и способна принести экономию по причине неизбалованности отечественного производителя этого «продукта». Здесь можно вспомнить незаслуженно обделенных вниманием государства наших живописцев, скульпторов, музыкантов, постановщиков массовых мероприятий. Кто мне скажет, зачем было тратить в 2010 году кучу «зелени» на заезжего режиссера, сваявшего незатейливую постановку под названием «юбилей ПМР»? Дайте нашему, к примеру, Анатолию Ястребу 10% от затраченной суммы – и результат организации проведения юбилея страны был бы идентичным, если не лучшим, тем более, что всё и так сделали наши ребята, заезжий же ухарь лишь рассовал «капусту» за щеки. Посмотрите, каким низкопробным ширпотребом «украшены» стены, например, нашего главного банка! Почему бы для этих целей не приобрести настоящие произведения искусства у наших художников? Почему на полках наших книжных магазинов можно легко найти богато иллюстрированные издания типа «Форма вермахта», «Холодное оружие», «Камасутра» (боже сохрани, я не против подобных книг, я о другом), но нет ни одной книги, фотоальбома о Приднестровье, его истории? Короче! Государственная политика должна быть направлена на наполнение «культурного рынка» продукцией местных производителей.

Далее. Приоритетом государственной политики должно быть поддержание, материальное и моральное, творческих личностей, через механизм стимулирования создания последними высокохудожественных произведений. Смысл какой. Государство как бы говорит автору: ты создай произведение искусства, а я у тебя его куплю, лишь бы это действительно было произведение. Вообще-то, как бы говорит государство, у меня забот – выше крыши: сельское хозяйство поднимай, с преступностью борись, в промышленности завал – но я мудрое, я понимаю, что без твоей, автор, благотворной деятельности все это, в конечном итоге, коту под хвост. Ты твори, я украшу твоими произведениями улицы своих городов, стены своих офисов, школ, детсадов (вы, кстати, видели ту мазню, в окружении которой вынуждены проводить время наши дети?), положу в запасники своих музеев, для поднятия своего престижа организую выставку твоих работ за рубежом; я буду транслировать твои песни по каналам своих электронных СМИ, я поставлю твою драму на сцене своего, государственного, театра, я на примере твоих книг буду учить своих детей восхищаться их языком и историей. Я буду гордиться тобой! Ты только твори («не оставляйте стараний, маэстро»), повышай свое мастерство, создавай вокруг себя и своего творчества светлую ауру, заражай окружающих своим творчеством, учи их если не творить, как ты сам умеешь, то хотя бы понимать. Понимающий искусство, ценящий творчество заведомо и безусловно лучше быдла. И мне, государству, лучше от того, что мои граждане не бычьё.

Еще далее. Объектами внимания и заботы государства наряду с творческой личностью должны быть и объединения таких личностей. Здесь тоже все просто. Одна из форм означенной заботы: в январе творческое объединение получает от государства грант. Почти безусловный. Условие одно: потратить выделенный миллион (два, три, шучу) на достижение уставных целей. В декабре отчитаться. Все! А-а-а, ты, творческий союз такой-то, денежки просрамши? Что ж, будем считать, что мне, государству, этот урок обошелся в лимон (учеба денег стоит). Но и ты на меня боле не рассчитывай. Ну, а то, что следствие – суд – тюрьма, это уж само собой, не обессудь. Но, честно говоря, представить себе, что съезд или правление творческого объединения примет решение выделенный грант пропить, просадить в казино или спустить на проституток… Не надо судить по своим подкомитетам!

Всё понимаю! Но, тем не менее, спасибо, что спросили.

 

Обнимаю, ваш А.Паламарь

 

 

(Написано года полтора назад. «Воз и ныне там». – А.П.)

(Написано четыре года назад. «Воз и ныне там». – А.П.)

Управление культуры и его мудрая политика.

 

(Прошли годы... Управления не стало, появилась Госслужба. Мудрая политика осталась неизменной. Стабильность - признак мастерства.)

Сайт о проблемах культуры Приднестровья

 

 

 

 

 

Публикации

№ 59   Журавли

 

№ 58   Культур-хальтур,

            или халтура на                              законодательном уровне

 

№ 57   Послания

 

№ 56   Гора родила мышь

 

№ 55   Нас с тобою нае@али

 

№ 54   Академик и сказочные                долбо...бы

 

№ 53   Страна Канцелярия

 

№ 52   Поэт и голуби.

           Раскас типа эсэ

 

№ 51   Приднестровская

           киноиндустрия на марше

 

№ 50   У меня нет слов для                    этого заголовка

 

№ 49   Приднестровские СМИ

           жгут нипадецки

 

№ 48   Грандиозный успех

 

№ 47   Цирк на дротi

 

№ 46   Это какой-то п...ц,

            или реминисценция

            перманентных                             сублимаций

 

№ 45   Интервью с профессором            Ебанаускасом

 

№ 44   "...И нету других забот"

 

№ 43   Вырождение

 

№ 42 Монстры отечественного            фоторепортажа

 

№ 41 Дешевый пасквиль на мой          народ

 

№ 40 Детская фотография:                  возвращение?

 

№ 39 Декаданс в отечественной          фотографии

 

№ 38 Профанация как искусство

 

№ 37 Срамные танцы на костях

 

27-30   Владимир Кудрин -                   летописец и путеводитель           земли приднестровской

 

26   Про это...

 

25   За культуру обидно

 

24   Заметки на полях                        пригласительного билета

 

 23   Ликвидация мастерских художников: поцелуй культуры

 

22   Визитная карточка                      Приднестровья: где она?

 

21   Некролог хлебному

 

20   "Разбуженная                              перистальтика".                          Отрывок из романа

 

19   "Зиц-предатель", или                  зияющие вершины                      приднестровской                        журналистики

 

9-17   Главное - прокукарекать,

         а там хоть не рассветай

 

8   Культура без элиты

 

7   "Элита" вне культуры

 

6   Культура - досадное                    обременение

 

5   "Культурная отрасль":                наивные пожелания по                реанимации

 

4   Сайт "Культура                            Приднестровья": тухловатое        начало

3   Культура: полный песец

 

2   Библиотеки - пережиток              проклятого прошлого

 

Публикация Раз  

Модернизация приднестровской культуры. Дождались!