Публикация № 7                                                                                        «Элита» вне культуры

 

И сами приднестровцы, и гости Приднестровской Молдавской Республики нередко называют наше государство и наш край во многих отношениях уникальными. Уникально само по себе то, что реально существующая более 20 лет ПМР до сих пор не нанесена ни на одну политическую карту мира (говорят, правда, о существовании «глобуса ПМР», но, разве что, внутри самой ПМР). Уникально то, что, создав государство в соответствии со всеми международно-правовыми нормами, приднестровцы по-прежнему сталкиваются с редким равнодушием к своему волеизъявлению со стороны международной общественности. Уникальны основы прочного межнационального мира в ПМР. 

 

Но «уникально» Приднестровье не всегда в хорошем смысле этого слова. И ситуация в сфере культуры тому подтверждение. К примеру, уникальным следует признать тот факт, что в культурной жизни столицы практически не участвуют представители элиты. Элиты вообще, не только политической, государственной, но и бизнес-элиты, научной, военной, правоохранительной, медицинской...

 

Вы скажите, что это преувеличение: что элита, на самом деле, участвует в культурной жизни. Да, но именно преувеличение, а не заблуждение. Во всяком случае, за многие годы хождения по всевозможным культурным мероприятиям – концертам, выставкам – автор этих строк убедился: если только это не какие-то знаковые торжества, если это не официальное открытие чего-либо (например, фестиваля искусств «Мэрцишор»), и если только присутствие на мероприятии высокого гостя не обусловлено выполнением его профессиональных обязанностей (варианты: чиновник произносит речь, читает доклад, поздравляет...), значит, никаких высоких гостей просто не будет.

 

Почему так? Неужели посещение выставки или концерта симфонической музыки для представителей элит – только лишь профессиональная обязанность? Неужели элита не интересуется достижениями приднестровской культуры, не интересуется искусством, как таковым?

 

Возможно, вы скажите, что «элите» некогда, что она зарабатывает деньги, сама прославляет республику своими успехами, что элита, как гастрбайтеры, находясь в Москве и Петербурге, никогда не ходит в Пушкинский музей и Эрмитаж. Однако, в чем же тогда разница между элитой с одной стороны и Джамшудом с Равшаном – с другой.

 

Нет, элита – это не только мир через тонированные стекла внедорожника. Элита – значит элита вообще. И, пожалуйста, не надо говорить, что всё это идеализм, что в жизни так не бывает. Словарное определение: «Элита (от лат. electus, англ. фр. élite — избранный, лучший) — в социологии и политологии — неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей поведения». Хотя, конечно, даже словари признают (см. Википедию), что распространено также «ироническое применение данного термина».

 

То есть элита – по определению «лучшие из лучших» и никак иначе. Да разве можно относить себя к лучшей прослойке общества, не обладая культурой, эрудицией, интеллектом, воспитанием? А как, скажите, при отсутствии таковых, управлять социумом, как оказывать воздействие на «выработку новых моделей поведения»? Ведь, элита, которая не элита по своей сути, по своей высокой культуре, социум может только разрушить.

 

Уникальность ситуации проявляется ещё и в том, что доказывать все эти положения за пределами Приднестровья и, возможно, всего постсоветского пространства, пережившего период стихийного капитализма в 90-х, было бы абсолютно напрасной тратой сил. Не хочется ставить в пример Запад, который уж больно «нашумел» в последнее время своими «ценностями», но, судя, опять-таки, по западным фильмам, все представители высшего общества в Европе и в США регулярно бывают в опере, театре, на выставках художников и фотографов. Более того, многие из них сами пишут картины, фотографируют, сочиняют и исполняют музыку. Думаете, у них нет бизнеса, других дел, уйма свободного времени? А, может, они чего-то не понимают? В чем-то ощущают себя неполноценными. Например, голливудский артист и признанный мастер боевых искусств Стивен Сигал, записывающий в последнее время собственные блюзовые пластинки.

 

Справедливости ради следует сказать, что и в самом Приднестровье, конечно же, не всё так плохо. И у нас есть политики и чиновники, которые ходят на выставку из любви к искусству (хоть их, увы, очень и очень немного). И, думается, интересует этих «потребителей культурного продукта» не какой-нибудь нудный процесс «просвещения», «нравоучения» или какие-то другие цели, где живопись, фотография – средство. Интересуют их, конечно же, сами произведения искусства, от созерцания которых культурный потребитель способен получать наивысшее эстетическое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Ему и не надо других развлечений «с попкорном и пивасиком». Или же он понимает, что это что-то совсем другое, несопоставимое. Такой человек не ставит на первый план «модернизацию учреждений культуры ради модернизации». Главное для него – развитие приднестровского искусства, качественная работа творческих коллективов, появление новых талантливых авторов, способных порадовать картинами, музыкой, хорошими фотографиям.

 

Поэтому пусть каждый представитель элиты решит для себя сам: «престижно ходить на выставки или нет?». Престижно ли быть сведущим в искусстве, понимать классику, ценить прекрасное, уметь со вкусом выбрать картину для себя или в подарок, отличить действительно стоящую вещь от ширпотреба?

Однако следует помнить, что от того, каким является отношение приднестровской элиты к культуре, во многом будет зависеть не только судьба культуры, но и, вне всякого сомнения, реальная принадлежность к элите.

 

Карл Иванович

 

Сайт о проблемах культуры Приднестровья

 

 

 

 

 

Публикации

№ 59   Журавли

 

№ 58   Культур-хальтур,

            или халтура на                              законодательном уровне

 

№ 57   Послания

 

№ 56   Гора родила мышь

 

№ 55   Нас с тобою нае@али

 

№ 54   Академик и сказочные                долбо...бы

 

№ 53   Страна Канцелярия

 

№ 52   Поэт и голуби.

           Раскас типа эсэ

 

№ 51   Приднестровская

           киноиндустрия на марше

 

№ 50   У меня нет слов для                    этого заголовка

 

№ 49   Приднестровские СМИ

           жгут нипадецки

 

№ 48   Грандиозный успех

 

№ 47   Цирк на дротi

 

№ 46   Это какой-то п...ц,

            или реминисценция

            перманентных                             сублимаций

 

№ 45   Интервью с профессором            Ебанаускасом

 

№ 44   "...И нету других забот"

 

№ 43   Вырождение

 

№ 42 Монстры отечественного            фоторепортажа

 

№ 41 Дешевый пасквиль на мой          народ

 

№ 40 Детская фотография:                  возвращение?

 

№ 39 Декаданс в отечественной          фотографии

 

№ 38 Профанация как искусство

 

№ 37 Срамные танцы на костях

 

27-30   Владимир Кудрин -                   летописец и путеводитель           земли приднестровской

 

26   Про это...

 

25   За культуру обидно

 

24   Заметки на полях                        пригласительного билета

 

 23   Ликвидация мастерских художников: поцелуй культуры

 

22   Визитная карточка                      Приднестровья: где она?

 

21   Некролог хлебному

 

20   "Разбуженная                              перистальтика".                          Отрывок из романа

 

19   "Зиц-предатель", или                  зияющие вершины                      приднестровской                        журналистики

 

9-17   Главное - прокукарекать,

         а там хоть не рассветай

 

8   Культура без элиты

 

7   "Элита" вне культуры

 

6   Культура - досадное                    обременение

 

5   "Культурная отрасль":                наивные пожелания по                реанимации

 

4   Сайт "Культура                            Приднестровья": тухловатое        начало

3   Культура: полный песец

 

2   Библиотеки - пережиток              проклятого прошлого

 

Публикация Раз  

Модернизация приднестровской культуры. Дождались!