Без особой радости, а тем более, без какой-либо гордости (гордыни?) иногда я думаю о себе: счастливый я всё же человек! Нет, правда! У многих ли моих сверстников было счастье иметь живых дедушек? А дедушек-фронтовиков? А застать их живыми? А слушать их, а разговаривать с ними?
Я счастливый человек: у меня было целых два дедушки-фронтовика, я застал их живыми, я слушал их, я разговаривал с ними. Да чего там! Я их трогал, я их обнимал! Я их целовал! Многие ли из ныне живущих могут похвастаться подобным?
Так вот. Когда мой дедушка Федя - Фёдор Иванович Витковский, папа моей мамы, отчаянный матершинник и лютый безбожник, призванный на фронт в июле 1941-го и демобилизованный в чине старшего лейтенанта летом 1945-го - слышал песню «Журавли», он начинал плакать.
Ничего, никакие иные песни, никакие кинофильмы «про войну», «мероприятия» и т.п. не трогали его, дедушку то есть, вообще (после «мероприятий» он только пуще матерился, а ходил на них исключительно с целью хорошо выпить с друзьями, такими же фронтовиками, к чему бабушка Нила относилась достаточно снисходительно), но вот на гамзатовских словах: «... и в том строю есть промежуток малый, быть может, это место для меня», - он начинал фыркать носом, как рассерженный ёжик, а на следующих: «настанет день и с журавлиной стаей я поплыву в такой же сизой мгле», - с его квадратного подбородка часто-часто-часто-часто неизменно начинали капать слёзы.
Какое-то непродолжительное время после прослушивания песни дедушка Федя оставался смирным и податливым, бабушка Нила пользовалась этим и достигала определенных успехов в разрешении некоторых застарелых хозяйственных споров, например, стоит ли покупать новое одеяло, а то за это уже перед людями неудобно...
Я всё думал: почему так? Почему как будто кто-то потаённую кнопочку в душе моего дедушки нажимал? В чем причина? Со временем, поумнев, понял: в точности. В точности слова. В точности КАЖДОГО слова песни (тут особый поклон переводчику с гамзатовского аварского на русский Науму Гребневу). Плюс точность мелодии Яна Френкеля, плюс точность интонации Марка Бернеса...
Но главное - слово! «В начале было слово...» (с) Не было бы этой ТОЧНОСТИ слова, хрен бы что тронуло душу моего дедушки, как и души миллионов его братьев-фронтовиков.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
«Мы замолкаем, глядя в небеса...» Мы замолкаем... Господи, как это правильно, как это точно, наверное, чувствовал мой дедушка (слово «господи» придумал, каюсь, я, в его лексиконе этого слова в принципе не было).
Как это правильно, как это точно, чувствую сегодня я и миллионы потомков братьев моего дедушки.
А теперь смотрим сюда:
Страница сайта нашей @уячечной, министерства культуры то есть, официально: «Госслужба по культуре и историческому, сука, наследию».
Искренне, искренне! прошу прощения у тех, кого ЭТО может задеть: «Папа наш, иже еси на небесах, пусть святится имя Твое, пусть настанет Царствие Твое, пусть осуществится воля Твоя». Ничего, вроде, не изменилось? Изменилось! Точность пропала. Точность слова. А вслед за точностью слова – светлое чувство. Была МОЛИТВА, стал пересказ («Паваротти-Паваротти, я вас умоляю, ничего особенного: мне Рабинович по телефону перепел...» (с))
Хочется сдержано и нежно спросить у работников Госслужбы по культуре и историческому, сука, наследию: кто вам, гадам, позволил коверкать слова молитвы моего дедушки? Единственной, как я теперь понимаю, его молитвы? Кто вам, выблядкам позорным, дал право лапать своими гнилыми конечностями святое? (Долго колебался, выбирая между «выблядками позорными» и «говнами собачьими»; остановился на предлагаемом варианте как на более ТОЧНО описывающем всю неизъяснимую глубину моих чувств.)
А дедушка Яша от песни «Журавли» не плакал вовсе: он к тому времени, когда Бернес записал эту свою последнюю песню, «Журавли» то есть, практически полностью оглох. От старой фронтовой контузии. Просил меня: «Ты не говори громко, я все равно не услышу. Ты говори раз-дель-но», - и внимательно следил за шевелением моих губ. Какие там песни?..
P.S. Забыл вставить «в тело» вышеприведенного текста, а теперь уж лень его разрушать, а потом собирать обратно: как вам, Госслужбе по культуре и историческому, сука, наследию, живется с такой тотальной эстетической, нравственной и моральной глухотой? Как пищеварение, стул? Уверен, что нормально. Ну и ладненько.
.