В каждом деле, в каждой профессии должны быть свои профессионалы. С этим вряд ли найдутся желающие поспорить. И, действительно, когда у нас заболят зубы, мы идем их лечить к стоматологу, а не к окулисту (по возможности, к самому лучшему стоматологу). Однако, почему-то, собираясь украсить стены учреждения или собственного жилья произведениями искусства, отправляемся в магазин выбирать картину на свой страх и риск. А выбрав, ни секунды не сомневаемся, что выбрали шедевр.
Например, внешнюю политику мы оставляем на откуп дипломатам, но зато с легкостью рассуждаем об авангардном искусстве, а ля Казимир Малевич. Понимаем, что ничего не понимаем в квантовой физике, но охотно делаем замечания живописцу. Так, однажды один простой человек посетил выставку Эдварда Мунка и на вопрос автора «нравится ли ему портрет рыбака», не колеблясь, ответил: «борода зеленой не бывает».
Но мы идем дальше и, при благоприятном стечении обстоятельств, готовы вообще лишить представителей культуры права быть хотя бы в каких-то вопросах более компетентными, чем физики-ядерщики, или же государственные управленцы.
В этой связи крайне огорчает тот факт, что в Приднестровье мнение творческой элиты при решении целого ряда вопросов, связанных с культурой и искусством, нередко остается не услышанным. Примеров тому достаточно. Наиболее свежие из них, конечно, связаны с работой Художественного совета при Правительстве ПМР, в который вошли (или входили?) наиболее опытные, признанные представители творческой общественности, руководители профессиональных творческих объединений.
Надо признать и отдать должное руководству страны: сама идея создания Худсовета была прекрасной. И то, что её поддержали – несомненная заслуга «новой власти». Однако на этом, похоже, все достижения и закончилось. Почему? Как в таких случаях говорят, смотри пункт первый. По всей видимости, те люди и инстанции, чьи интересы оказались напрямую связаны с решениями Худсовета, просто воспротивились такой неожиданной и ни чем для них не мотивированной зависимости.
Художественный совет считает, что реконструировать Мемориал Славы нельзя? Мнение экспертов ставится под сомнение. Худсовет голосует в пользу одного проекта арки мира, а специальная комиссия из представителей учреждений, никак не связанных с искусством, выбирает другой. Парадокс!
Парадокс ещё и в том, что на фоне заявленного в нашем государстве стремления к профессионализму, мы сознательно (или по обстоятельствам) игнорируем мнение профессионалов, которые у нас-таки есть.
Не потому ли так страдает облик наших городов из-за безвкусицы, отсутствия стиля, единого замысла, концепции, из-за того, что кому-то показалось, что так будет «красиво»? Вообще, надо сказать, что само по себе наличие у человека эстетических ориентиров, представлений о красоте уже вызывает одобрение. И, конечно, отправляясь в сувенирный магазин за картиной в подарок другу, вряд ли стоит тащить с собой председателя Союза художников. Но, скажите, является ли это достаточным основанием для того, чтобы навязывать свои взгляды (возможно, очень и очень несовершенные) общественности. Заставлять и других любоваться тем, что, на самом деле, лучше никому не показывать.
Вы, читатель, возможно, вспомните здесь про выражение «на вкус и цвет товарищей нет». И вспомните очень уместно. Именно поэтому, там, где речь идет о монументальном искусстве, о восприятии «культурного продукта» массами, руководствоваться следует не чьей-то прихотью (чьей – не так важно), а прочными знаниями, канонами, на постижение которых у профессионалов ушли годы.
И ещё очень важный момент. Можно предположить, что потратив годы на изучение живописи, архитектуры, фотоискусства, те деятели культуры, для кого искусство – это всеобъемлющее всё, вряд ли станут принимать решения из конъюнктурных, политических и каких-либо иных соображений, кроме представлений о подлинной художественной ценности того или иного произведения или даже проекта. Из истории искусства такие люди знают: кривить душою нельзя. Не простят потомки.
Поэтому-то даже и пытаться не стоит использовать упомянутый Худсовет в качестве органа, который будет выдавать некие санкции, утвержденные кем-то в другом месте. Если же такой вариант решительно необходим, тому, кому он необходим, можно посоветовать следующее. Чтобы Художественный совет слишком много на себя не брал, не размышлял и, вообще, не работал на совесть, достаточно сделать так, чтобы в его составе не было ни одного художника, архитектора, дизайнера и фотохудожника, для кого слова «культура», «облик родного города» и «искусство», как это ни странно, не пустой звук.
Карл Иванович